Курсы подготовки пилотов для полетов по системам навигации PBN

Для бортового оборудования зональной навигации (RNAV), как и для всех навигационных приборов, устанавливаются требования к точности. Данные требования закреплены в концепции PBN, а выражаются в форме так называемых навигационных спецификаций RNAV и RNP и могут устанавливаться для воздушных трасс, аэродромных схем или для целых регионов.

В конце 80-х ИКАО было издано руководство по RNP (Required Navigation Performance) (не путать со спецификацией RNP концепции PBN). Основной акцент в руководстве по RNP делался на точность бортового и наземного оборудования. Для RNP-1 и 4 предъявлялось требование к мониторингу текущих навигационных характеристик, а также выдаче предупреждений. Требования к точности были выражены в морских милях линейного бокового уклонения, например RNP-1 означает, что с вероятностью 0,95 линейное боковое уклонение должно оставаться в пределах ±1 морской мили относительно оси трассы (вероятность 0,95 соответствует двум среднеквадратическим погрешностям). Также говорят, что в течение 95% времени полет должен проходить в пределах одной морской мили от оси трассы. Это не означает, что оставшиеся 5% можно выполнять полет за пределами трассы. Под трассой подразумевается любая линия пути, в том числе оперативно задаваемая, а не только опубликованный маршрут ОВД.

Поскольку документ ИКАО имел статус рекомендуемой практики, многие государства устанавливали собственные требования. По сути, эти требования соответствовали RNP, однако требования к мониторингу текущих навигационных характеристик бортовым оборудованием не предъявлялись. Устанавливалось лишь требование к точности навигации, выражаемое в морских милях. Это было связано в первую очередь с особенностями эксплуатировавшегося на тот момент навигационного оборудования.

В США действовали стандарты RNAV-5 и RNAV-1, а в Европе в целом аналогичные B-RNAV и P-RNAV. Требования B-RNAV или Basic-RNAV соответствовали боковой точности 5 морских миль, а P-RNAV или Precision-RNAV – 1 морской миле. Требования BRNAV были введены в Европейском регионе в 1998 году. Правила PRNAV были предназначены для применения в районе аэродрома.

Следующим шагом стала концепция (PBN – performance based navigation) или навигация, основанная на характеристиках, которая объединила и систематизировала все ранее существовавшие требования к точности навигации.

Концепция PBN предполагает более гибкий подход, предъявляя следующие требования к оборудованию: точность, целостность, эксплуатационная готовность, непрерывность и функциональные возможности. С точки зрения практического применения PBN, важны только точность и функциональные возможности системы, остальные параметры интересны разработчикам оборудования и тем, кто допускает систему к эксплуатации в соответствии с той или иной спецификацией. В принципе, не очень важно, какие средства будут применяться для выполнения условий изложенных в той или иной навигационной спецификации. Каждая спецификация предполагает выбор навигационных датчиков, т.е. заданную точность можно обеспечить как используя, например, DME/DME, так и GNSS. Отказ от привязки требований к тому или иному оборудованию позволил оптимизировать структуру воздушного пространства.

Существуют два вида спецификаций: RNP и RNAV, главным отличием которых является требование осуществления мониторинга и оповещения экипажа в случае не выдерживания заданных характеристик для спецификаций RNP.

Концепция PBN в перспективе предполагает переход к спецификациям RNP, что позволит обеспечить более высокую плотность маршрутной сети в условиях растущего объёма перевозок.

Двумя основными аспектами применения PBN являются требования, изложенные в соответствующей навигационной спецификации, а так же инфраструктура навигационных средств (как наземных, так и спутниковых), которые обеспечивают работу системы.

Навигационная спецификация представляет собой комплекс требований к оснащению воздушного судна и к летному экипажу, которые необходимы для обеспечения процесса зональной навигации в пределах установленного воздушного пространства.

Как для обозначений RNP, так и RNAV, следующее за ним число (где оно приводится) указывает на точность горизонтальной навигации в морских милях, с вероятностью 0.95 воздушное судно должно находиться в заданных пределах.

Каждое конкретное воздушное судно проходит сертификацию на соответствие определенным навигационным спецификациям в зависимости от его оснащения и характеристик навигационного комплекса. Члены летных экипажей так же должны проходить соответствующую подготовку.

Вследствие того, что навигационная спецификация — это комплекс требований, где точность не является единственным критерием, воздушное судно, имеющее допуск, например, к RNP-1, может не отвечать менее строгим требованиям RNAV-5.

Сегодня ранее существовавшие требования PRNAV, BRNAV, US-RNAV заменены спецификациями PBN. В соответствии с концепцией, каждая спецификация имеет свое назначение.

Информация о спецификации PBN в закодированном виде указывается в поле 18 флайт-плана, таким образом, персонал ОВД оповещается о допуске самолета выполняющего конкретный рейс к навигации в соответствии с определенной спецификацией.

По вопросам обучения просим Вас обращаться по email: trto@skyavia.com.ua или по телефону +38 044 337 17 75.